Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
ВНИМАНИЕ!
Проводится Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании» проводит онлайн-марафон «Инклюзивное образование: обучение и социализация детей с РАС». Марафон приурочен ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма.
Даты проведения марафона: 2 — 7 апреля 2023 года.
Сайт марафона: https://school-detsad.ru/soc-autism
Ведущие марафона: эксперты ресурсных центров комплексного сопровождения людей с РАС, родители детей с РАС, прошедшие обучение и аттестацию на тренеров поведенческой коррекции, руководители лучших проектов в области социализации и обучения людей с РАС.
Обучение состоит из пяти дней. Каждый день участники марафона получают короткий видео урок и методические материалы для отработки простой деятельностной практики. После выполнения практики участники заполняют форму отчета за домашнее задание и получают именной сертификат за освоение навыка. После выполнения 5 практических заданий участники могут сдать итоговый тест и получить документ о прохождении 20-часового курса повышения квалификации.
Обучение и получение именных электронных документов бесплатно.
Также участники марафона, успешно сдавшие итоговый тест, получают бесплатный доступ к онлайн-курсу на 16 часов и могут в течение недели добрать часы для зачета 36-часового курса «Организация и сопровождения инклюзивных практик в социализации и обучении детей с РАС».
Регистрация и полная программа: https://school-detsad.ru/soc-autism
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Радуга» создано в целях обеспечения условий реализации гражданам Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в котором также обеспечена возможность получения образования детям с ОВЗ и детям — инвалидам.
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому детский сад принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (ст.2 п.27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цель инклюзивного образования в учреждении — реализация гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на получение дошкольного образования, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи, не снижая в целом уровень образования здоровых детей.
Задачи инклюзивного образования:
• создать условия для совместного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам;
• создать эффективную систему психолого-¬педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в Учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
• способствовать формированию у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» — термин педагогический.
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в создании специальных условий для получения образовательной услуги: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента или тьютора и других условиях.
В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития, умственной отсталостью, сложными дефектами, расстройствами аутистического спектра и иными нарушениями.
Право на образование.
Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Помощь людям с РАС и ментальными нарушениями
На сайте Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создан раздел «Помощь людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями» (http://www.depsr.admhmao.ru/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-integratsiya-invalidov/ ).
- План мероприятий по реализации в образовательных организациях города Ханты-Мансийска концепциикомплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре до 2020 г
- Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2181-р
- Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р
- Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015
- Письмо Минобрнауки РФ о коррекционном и инклюзивном образовании детей
- Постановление Правительства ХМАО – Югры о государственной программе «Доступная среда»
- Деятельность опорного образовательного центра по работе с детьми ОВЗ
- Сетевой компетентностный центр инклюзивного образования ХМАО — Югры Инклюверсариум
- Методические рекомендации об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
- «Дети с РАС в образовательном пространстве как часть комплексной системы сопровождения» скачать>>
В дошкольном учреждении для людей с ограниченными возможностями здоровья имеется:
Специально оборудованные учебные кабинеты:
Кабинет педагога-психолога
Расположен на третьем этаже. Кабинет зонирован на три функциональных блока: рабочее место педагогов-психологов, оборудованное письменным столом и компьютером, мягкая зона для консультативной работы с родителями, педагогами, диагностический коррекционный блок для индивидуальной, малоподгрупповой работы с детьми.
Кабинет оснащен современной мебелью, персональным компьютером с программой СИРС (система интенсивного развития способностей), наглядным пособием, дидактическими играми.
Кабинет дефектолога/учителя-логопеда
Расположен на третьем этаже. Предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы учителя-логопеда с детьми по оказанию необходимой коррекционной помощи по преодолению речевых нарушений у детей. В кабинете предусмотрены по 2 рабочих места педагога и 3-5 рабочих места для занятий детьми. В кабинете проводятся индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками детского сада. Кабинет оснащен современной мебелью, логопедическими партами, магнитной доской, наглядным пособием, персональным компьютером с коррекционными программами «Дельфа — 142», «Игры для Тигры» имеется зона для развития артикуляционной моторики и постановки звуков, развития речевого дыхания.
Сенсорная комната.
Сенсорная комната является оптимальным комплексом воздействия на все органы чувств и нервную систему человека, снимающим нервное напряжение и стресс, формируя ощущение покоя и безопасности. Кабинет оснащен интерактивными сенсорными панелями, ультрафиолетовым оборудованием и аксессуарами, безопасными зеркалами, пузырьковой колонной, приборами с фибероптическими нитями, различными тактильными панелями, сенсорными дорожками, световыми фонтанами. Имеется сухой бассейн и мягкие пуфы.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Музыкальный зал располагается на втором этаже. Музыкальный зал оснащен современными музыкальными инструментами, имеется мульмедийное оборудование, электронное пианино, имеется два выхода.
Физкультурный зал располагается на втором этаже и оснащен спортивным оборудованием, способствующим физическому развитию детей
Изобразительная студия располагается на втором этаже. Изостудия оборудована, оформлена и отвечает требованиям педагогической эргономики и современной эстетики. Развивающая среда представлена следующими игровыми пространствами (центрами, уголками).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Спортивный зал. Расположен на втором этаже. Помещение физкультурного зала предназначено для занятий физической культурой, проведения утренних гимнастик, спортивных развлечений и спортивных праздников. Оснащен современным спортивным оборудованием. Имеются маты, мячи-фитболы, мячи, степ-платформы, гимнастические палки, обручи, мелкое раздаточное спортивное оборудование и др. Оснащен детскими спортивными тренажерами, на подгруппу детей.
Бассейн. Помещение бассейна предназначено для поочередного использования группами ДОУ для занятий плаванием. Помещения бассейнов, их рациональная планировка и эксплуатация соответствует санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. В состав входят: душевые-раздевалки для мальчиков, девочек. Размер чаши бассейна: 5 м. х 10 м. Глубина бассейна от 0,6 м. до 0,9 м. Оснащен различным спортивным оборудованием (плавательные круги, нарукавники, ласты, мячи, тонущие и плавающие игрушки и др.).
Спортивная площадка на территории детского сада. Спортивная площадка выполняет функцию спортзала на свежем воздухе. Здесь также, как и в физкультурном зале проводятся занятия по физической культуре, утренние гимнастики, спортивные праздники. Оснащена спортивным оборудованием (футбольные ворота, волейбольная сетка, доски для метания, для лазания, бумы, бревна, спортивные комплексы с баскетбольными корзинами и др.)
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад № 11 «Радуга» создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, которые могут быть зачислены в контингент обучающихся, в настоящее время возможностями помещения Учреждения укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми. Определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ). Разработана версия официального сайта МБДОУ для слабовидящих.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:
- Вход с УРОВНЯ ТРОТУАРА контрастной окраской крайних ступеней и ЛЕСТНИЦА с опорными поручнями
- ПАНДУС
- Парковка для инвалидов
- На полотнах дверей (на прозрачных обязательно) предусмотрена ярко контрастная маркировка расположенная на уровне — круг диаметром 15 см. желтого цвета.
- Звонок для вызова персонала
- На кабине туалета знак доступности
- Лифт внутри помещения
- Средства информации и коммуникации — адаптация официального сайта для лиц с нарушением зрения
Специальные условия питания:
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. Питание детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется по тем же принципам и меню, которое рассчитывается для детей, не имеющих ограничения по здоровью. Питание детей инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется в обеденной зоне групповой комнаты.
Специальные условия охраны здоровья:
Проведение здоровьесберегающих технологий: закаливание, обтирание сухой варежкой, криомассаж, прием клюквы, психогимнастика, закаливающий бег, хождение по массажным коврикам.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется. В целях качественного осуществления образовательной деятельности педагогам в ДОУ обеспечен доступ к информационно- телекоммуникационным сетям и базам данных, который осуществляется с персональных компьютеров (ноутбуков, планшетных компьютеров и т. п.), подключенных к сети интернет. Доступ к сети Интернет есть в кабинетах административного назначения . Доступ работников к сети Интернет осуществляется через WI-FI. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом ДОУ и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в образовательной организации: нет.
В МБДОУ имеются следующее электронное интерактивное оборудование, используемое педагогами для осуществления образовательной деятельности:
- интерактивная доска,
- мультимедийное оборудование,
- интерактивный пол,
- интерактивный сенсорный стол,
- интернет.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
не предусмотрено
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
не предусмотрено
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
не предусмотрено
Политика обеспечения условий доступности
Карта возможностей особого ребёнка
Проект «Карта возможностей особого ребёнка»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ (ППк)
МБДОУ ЦРР «Детский сад № 11 «Радуга»
Цель ППк – создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.